Как стало известно из публикаций The New York Times, «Сбербанк» приступил к тестированию нового типа банкомата со встроенным анализатором речи, способного определить, отвечает клиент на поставленные вопросы правдиво или лжет.

Данная машина предназначена для принятия заявлений на выдачу кредитных карт у любого из клиентов, даже тех, кто решит обратиться в этот банк впервые в жизни. В ходе своей работы машина отсканирует паспорт клиента, а также зафиксирует в банке данных его отпечатки пальцев и трехмерный снимок лица, при помощи которого в дальнейшем клиента можно будет идентифицировать. Также клиенту необходимо будет вслух ответить на предоставленные машиной вопросы, а встроенный анализатор речи определит, правдивы ли его ответы.

Первый экспериментальный образец нового банковского аппарата можно увидеть воочию в специальной лаборатории «Сбербанка», при входе в которую камера робота пытается распознать лицо входящего, и, в зависимости от результата, либо тепло приветствует клиента, на которого имеется информация в его базе данных, либо сообщает ему, что он не зарегистрирован.

Стоит также отметить, что система анализа голоса для нового типа банкоматов разработана специалистами Центра речевых технологий, которые тесно сотрудничают с ФСБ. Так, для разработки речевого анализатора активно использовался аудиоархив российских правоохранительных органов, в частности записи допросов людей, насчет которых было известно точно, что они солгали.

Как заявляют специалисты Центра речевых технологий, обмануть программу анализа голоса будет достаточно трудно даже для тех людей, которые знают не только о ее существовании, но и о принципе ее работы. Дело в том, что программа расшифровывает бессознательную реакцию отвечающего на вопросы человека, и если его эмоциональный фон будет меняться, вместе с ним изменится и конфигурация голосовых связок, отвечающих как за интонацию, так и за ритм речи.

И хотя на сегодняшний день дата внедрения нового типа банкоматов не известна, специалисты «Сбербанка» надеются, что после их ввода количество мошеннических действий, связанных с оформлением кредита на подставных лиц и использованием различных пластиковых платежных карт, в том числе и кредитных, значительно уменьшится.

Отметим, что подобный аппарат Центра, так называемый измеритель уровня гнева, прекрасно показал себя в колл-центре РЖД, в котором он занимается сортировкой входящих звонков в зависимости от эмоционального состояния звонящего.